Предпрофиль и профиль

 

  МОУредняя общеобразовательная

школа 2", г. Кремёнки Жуковского района

Калужской области 

Предпрофильное и профильное обучение

 

 

1.      Анализ потребностей учащихся и местного сообщества в профильном обучении.

В соответствии с «Концепцией профильного  обучения на старшей ступени общего образования» и Распоряжением Министерства образования и науки «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования начался поэтапный переход на профильное обучение школ России.

        В МОУ «Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2 г. Кремёнки эта форма обучения стала использоваться с 2000-2001 учебного года, т.е. с  первого года функционирования школы. Наиболее структурированным профильное обучение в школе стало с принятием нового Федерального базисного учебного плана 2004 года.

         Одним из основных моментов при организации профильного обучения у нас является наличие социального заказа общества. С целью его изучения на стадии предпрофильной подготовки все её этапы сопровождает диагностика:

- «Изучение отношения к учебным предметам (методика: Г.Н. Казанцевой);

- «Жизненное и профессиональное самоопределение учащихся 9-х классов средней школы»; (Авторы-составители: П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев);

- экспресс – метод определения типа мышления;

- и т.д.

         Данные российских учёных, психологов, а также результаты системной диагностики в нашей школе и многолетняя практика убедительно показывают нам, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в школьном образовании должны быть, созданы условия для  реализации, обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. При этом традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю и т.д.) поддерживают меньше четверти наших старшеклассников.

         К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведённых Центром социологических исследований Минобразования России в 2002 году «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжать учёбу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». По данным диагностики в нашей школе в конце 9-го класса 70-75% учащихся уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.

         Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников (по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения) привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные  подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др. По данным опроса наших старшеклассников и их родителей прежний характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных.

 

1.1.  Тема, цель, задачи, ведущая идея опытно-экспериментальной работы.

Тема: «Профильное обучение и предпрофильная подготовка как средство повышения качества образования, развития способностей склонностей, интересов школьников, активизации их познавательной деятельности».

 

Цель: Совершенствовать систему профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учётом реальных потребностей рынка труда.

Задачи:

·        Удовлетворить образовательные потребности выпускников.

·        Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов.

·        Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников.

·        Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и индивидуальными склонностями и потребностями.

·        Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно готовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Самым значимым сегодня в образовании по концепции +ОНЕСКО считается «научиться жить вместе», «учиться познавать», «учиться делать», «учиться быть».

Ведущая идея: Современное образование должно ориентироваться на формирование жизненно важных компетентностей: самостоятельно учиться, повышать свою квалификацию или полностью переучиваться, быстро оценивать ситуацию и свои возможности, принимать решения  и нести за них ответственность, быть способным  быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда, нарабатывать новые способы деятельности или трансформировать прежние с целью их  оптимизации.

          Профильное обучение осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • Реализация  опережающей стратегии в организации профильного обучения (открытие профилей, востребованных на рынке труда в течение 5-10 лет).
  • Соответствие ресурсного обеспечения предпрофильной и профильной подготовки её целям, задачам (наличие нормативно-правового, кадрового, программно-методического, информационного, материально-технического, финансового обеспечения).
  • Преемственность между профильной  подготовкой и профильным обучением.
  • Развитие субъективности старшеклассников (осознанное определение учащимися профиля дальнейшего обучения, совместная разработка учащимися и педагогами индивидуальных образовательных  маршрутов по освоению программ профильного обучения и предпрофильной подготовки).
  • Рефлексия, конкретизация, коррекция индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

 

1.2.  Содержание профиля.

С 2000-2001 учебного года по настоящее время нашей школой  апробированы различные формы реализации дифференциации и индивидуализации обучения старшеклассников:

           2000-2001 уч.г. – 10 класс с углубленным изучением литературы.

2001-2002 уч.г. – 10 класс с углубленным изучением химии и биологии, литературы;  11 класс  - с углубленным изучением литературы.

В целях реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ от 18.07.2002 г. № 2783, в школе открываются профильные 10-е классы и продолжают функционировать 11-е классы, а именно:

 

2002-2003 уч. год – 10 класс – гуманитарный и естественно-математический;

                                  11 класс – химико-биологический, гуманитарный;

                                  10 класс – гуманитарный.

 

2003-2004 уч. год – 11 класс – гуманитарный, естественно-математический.

 

2004-2005 уч. год – 10 класс – социально-экономический, филологический;

                                   11 класс – гуманитарный.

 

2005-2006 уч. год  - 10 класс – филологический, социально-экономический;

                                   11 класс – филологический.

 

2006-2007 уч. год – 10 класс – филологический,

                                   11 класс – филологический.

          Реализация содержания выбранного учащимися профиля, мы предоставляем им возможность осваивать содержание из других профильных предметов, т.е. то, что для каждого из них интересно и важно. Такая возможность реализуется посредством разнообразных форм организации образовательного процесса: элективные курсы, факультативы,  дистанционные курсы и т.д.

Элективные курсы – основной компонент профильного обучения, обеспечивающий вариативность его содержания. В 10-11 классах  элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, превышает количество  таких курсов, которые обязан выбрать учащийся.

            Элективные курсы, предложенные учащимися в 2006-2007 уч. году:

1. Новая литературная жизнь классического героя.

2. Задачи на построение.

3. Всеобщая история.

4. Молекулярная биология.

5. Молекулярная физика и термодинамика в задачах с элементами теории.

6. Основы биохимии.

          В дальнейшем, чтобы позволить нашему старшекласснику при необходимости воспользоваться услугами других образовательных учреждений нашего города и близлежащих населённых пунктов, планируем вести работу по кооперации образовательных ресурсов различных образовательных учреждений. В настоящее время наши учащиеся реализуют свои интересы и образовательные потребности в учреждениях дополнительного образования (это отражено в учебном плане школы):

  • Центр внешкольной работы.
  • Клуб «Ровесник».
  • Дом спорта.
  • Детская школа искусств г. Кремёнки.
  • Детская школа искусств г. Протвино Московской области.

 

1.3.  Содержание предпрофильного обучения.

Цель: Самоопределение учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах или дальнейшего пути получения профессии.

    Исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

  • Умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям.
  • Умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям и интересам.
  • Готовность нести ответственность за сделанный выбор.
  • Высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования.

Задачи предпрофильной подготовки:

·       Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.

·       Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.

·        Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

·        Формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Организация предпрофильной подготовки проводится в соответствии с рекомендациями Минобразования и науки РФ по организации предпрофильной подготовки. Они определяют её базовый минимальный объём, равный примерно 100 учебным часам в год, что составляет 3 учебных часа в неделю.

Большая часть (2/3) времени, отведённого на  предпрофильную подготовку, уходит на специально организованные краткосрочные (от 8 до 17 часов) и 34- часовые курсы по выбору.

Примерно 1/3 объёма предпрофильной подготовки отводится на информационную работу, в том числе профконсультирование и профориентационную работу.

Предпрофильные курсы подразделяются на три основных вида: предметные, межпредметные (ориентационные).

Набор этих курсов  определяется в конце 8-го класса на основе  целенаправленной диагностической работы: опросов, анкетирования, собеседования и т.п.

Проводится большая работа по  составлению и экспертизе программ курсов по выбору для предпрофильной подготовки, а  также презентация этих курсов.

 

Курсы по выбору (в том числе предпрофильные) для учащихся 9-х классов

на 2006-2007 учебный год.

 

 

1.1.  Модель профильного обучения .

По своей организации профильного обучения наша школа является  многопрофильной. Школа ориентирована на то, чтобы  организовывать несколько профилей обучения, отвечая на социальный заказ. Кроме того, мы оставляем за собой право сформировать и универсальные классы, которые не ориентированы на конкретные  профили. Но и в этих классах учащиеся в полной мере могут осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные элективные курсы.

1.2.  Образовательные технологии, используемые в профильном обучении.

 

 

Название технологии

 

Кол-во работающих педагогов

Личностно-ориентированная

Проектная

Развивающего обучения

Проблемного обучения

Модульная

КСО

17

3

11

7

1

5

 

1.3.  Достигнутые результаты в опытно-экспериментальной и методической работе.

·       Количество открытых уроков в профильных классах (за последние 3 года) с использованием образовательных технологий – 15

·       Количество рефератов, проектов, исследовательских и творческих работ учащихся профильных классов, представленных на уровне

               - школьных мероприятий – 80

               - районных – 56

               - областных – 20

              - Российских – 12

·        Количество призовых мест, занятых учащимися профильных классов в районных предметных олимпиадах:

- 2004-2005 уч. год – 15 (из 23);

- 2005-2006 уч. год – 26 (из 39);

- 2006-2007 уч. год – 28 (из 44).

·        Участие в районном и региональном семинаре учителей Дубровиной Е.А. и Рюмкиной Е.А. (из опыта работы по разработке и проведению предпрофильного курса «Информационное моделирование в географии».

·        Публикация авторской программы предпрофильного курса «Информационное моделирование в  географии» (авторы: Дубровина Е.А., Рюмкина Е.А.) в научно-методическом журнале «География в школе».

·         Дубровина Е.А., Рюмкина Е.А. – лауреаты районных педагогических чтений 2005 года  (из опыта работы по предпрофильному курсу).

·        Районная педагогическая панорама (2004 г.) по проблеме: «Стимулирование как средство самореализации и самопознания на базе нашей школы».

·        В 2006 году 17 авторских программ  курсов по выбору для  предпрофильной подготовки, разработанных учителями школы, успешно прошли экспертизу в МУ «Научно-методический центр» Жуковского района.

 

1.4.  Ожидаемые образовательные и научно-методические результаты.

  1. Удовлетворение социального запроса основных заказчиков образовательных услуг.
  2. Повышение качества обучения на третьей ступени школы и обеспечение соответствия образовательных результатов:

- нормативным требованиям;

- запросам  заказчиков образовательных услуг;

- запросам потребителей рынка труда.

3. Совершенствование научно-методического потенциала учителей и учебно-материальной базы школы.

4. Сформированность гражданских и нравственно-этических качеств у выпускников.

 

2.9.  Участники эксперимента, их кадровая характеристика.

2.9.1.      Предпрофиль.

 

Ф.И.О. учителя

Квалификационная категория

Педстаж

Компонент

Дубровина Е.А.

Куликова И.З.

Хондкарян Р.М.

Рюмкина Е.А.

Газарян С.Г.

Масленникова Т.В.

Мачалова И.Н.

Куфтерина В.Д.

Новикова О.А.

Белая Е.И.

Бурмистрова Е.В.

Гукасова А.П.

Романова Е.М.

Филонова Л.В.

Сеина Л.С.

Красовская С.В.

 

Орлова С.В.

Анисимова Р.И.

Высшая

Высшая

Высшая

Высшая

Высшая

Высшая

Высшая

Первая

Первая

Вторая

Первая

Первая

Первая

Первая

Первая

Первая, кандидат пед. наук

Первая

Первая

18 л 9 м

27 л 7 м

21 г 6 м

15 л 7 м

32 г 7 м

29 л 7 м

29 л 7 м

25 л 7 м

9 л 7 м

15 л 7 м

9 л 3 м

32 г 2 м

18 л 7 м

26 л 10 м

29 л 7 м

14 л 2 м

 

19 л 7 м

34 г 7 м

 

Информатика

Математика

Английский язык

Биология, география

Математика

География

История

Биология, география

Психолог

Физика

Английский язык

Испанский язык

Математика

Русский яз., литература

Обществознание

ИЗО

Английский язык

Физика

Математика

 

Профильное обучение (на 2006-2007 уч. год)

 

Ф.И.О. учителя

Предмет

Квалификационная категория

Педстаж

Бурмистрова Е.В.

Шитковская Л.А.

Чистякова А.И.

Хондкарян Р.М.

Красовская С.В.

Англ., испан. яз.

Рус.яз., литератур.

Рус.яз., литератур.

Английский яз.

Английский яз.

 

Первая

Высшая

Высшая

Высшая

Первая, кандидат пед. наук

9 л 3 м

31 г. 7 м

36 л 2 м

21 г 6 м

14 л 2 м

 

 

Этапы и сроки прохождения эксперимента

 

2004-2006 гг.

  1. Пропедевтический этап: самоисследование (анализ условий, созданных в школе для  организации профильного обучения и предпрофильной подготовки); подготовка коллектива к экспериментальной работ.

2006-2008 гг.

2. Деятельностный этап: реализация модели профильного обучения в соответствии с планом.

 

2008-2010 гг.

   3. Итоговый этап: выходная диагностика участников образовательного процесса, оформление в компьютерном варианте банка данных по  вопросам профильного обучения, итоговый педсовет.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»